На СКИФ начали монтаж бустерного синхротрона: первые испытания в 2025 году

Специалисты приступили к установке бустерного синхротрона СКИФ
сборка малого кольца ЦКП «СКИФ»

Специалисты Института ядерной физики СО РАН начали монтаж оборудования бустерного синхротрона на установке «Сибирский кольцевой источник фотонов» (СКИФ). По информации пресс-службы ускорительного комплекса, работы планируется завершить к весне 2025 года, что позволит провести первые испытания с электронным пучком.

Перед тем как попасть в основное накопительное кольцо СКИФ, электроны необходимо разогнать до требуемой энергии. Для этого используются линейный и бустерный ускорители, расположенные в отдельном здании рядом с установкой. Бустерный ускоритель состоит из 44 гирдеров — специальных подставок, на которых установлены магнитные элементы, формирующие замкнутую орбиту и фокусирующие пучок заряженных частиц.

К весне 2025 года все 44 гирдера бустера будут собраны в кольцо периметром 158 метров и интегрированы с инженерными системами. Также будет смонтирована автоматизированная система радиационного контроля, что позволит начать испытания этого сегмента ускорительного комплекса с электронным пучком. Здесь за полсекунды пучок будет разгоняться до 3 ГэВ — рабочей энергии ЦКП СКИФ. сообщили в пресс-службе

Ранее в здании инжектора была установлена и протестирована опорная геодезическая сеть, позволяющая выполнить высокоточный монтаж гирдеров с оборудованием. Требования по точности взаимного положения гирдерных модулей составляют около 70 микрометров, что сопоставимо с толщиной человеческого волоса. Это рекордная точность для ускорителей: у предыдущих поколений подобных машин этот параметр составлял около 100 микрометров.

Кроме того, в здании инжектора продолжается монтаж оборудования линейного ускорителя. Ускоряющие структуры, магнитные элементы и система диагностики пучка уже установлены в проектное положение, идёт сборка вакуумной системы. Первые эксперименты с пучком запланированы на декабрь 2024 года.