Новый полимер защитит нейроны от гибели при болезни Хантингтона

Учёные разработали молекулу, предотвращающую образование токсичных белковых клубков в нейронах
защитное действие нового полимера, оберегающего нейроны от гибели при болезни Хантингтона

Американские молекулярные биологи из Северо-Западного университета создали полимерную молекулу, способную предотвратить накопление токсичных белковых агрегатов в нейронах пациентов с болезнью Хантингтона. Эта инновация может значительно замедлить гибель нервных клеток и открыть новые возможности в лечении нейродегенеративных заболеваний.

Мутации в гене HTT, связанные с болезнью Хантингтона, неизбежно ведут к образованию в нейронах скоплений неправильно свернутых белков. Мы разработали полимерную молекулу, которая препятствует "слипанию" этих аминокислотных цепочек. Нэйтан Джаннески профессор Северо-Западного университета

Ранее учёные пытались использовать короткие пептиды для разъединения взаимодействий между мутантным белком HTT и ферментом VCP, ответственным за стабильность белковых комплексов. Однако эффективность этих пептидов была ограничена из-за их малого размера и короткого времени действия.

Новый полимер действует по тому же принципу, но его структура позволяет взаимодействовать с белками VCP и HTT более эффективно и длительно. Переход на полимерную основу увеличил время жизни препарата в 2000 раз, что значительно усилило его воздействие на нервные клетки.

Эффективность полимера была подтверждена в опытах на мышах с встроенным в геном человеческим геном HTT. Инъекции нового вещества замедлили разрушение митохондрий в нейронах и улучшили контроль животных над движениями конечностей. При этом не было обнаружено опасных побочных эффектов, что делает полимер перспективным кандидатом для дальнейших исследований и клинических испытаний.

Болезнь Хантингтона — тяжёлое прогрессирующее нейродегенеративное заболевание, вызванное мутациями в гене HTT. Избыточное количество повторов в этом гене приводит к гибели нейронов, что вызывает потерю контроля над движениями и когнитивные нарушения у пациентов в возрасте 30–50 лет.