Крыловский государственный научный центр, ведущий разработчик кораблей и морских технологий для Военно-морского флота России, работал над проектом «Экобалт» совместно с партнерами, включая Санкт-Петербургский политехнический университет. Судостроительный холдинг «Ак Барс» реализовал строительство судна на Зеленодольском судостроительном заводе имени А.М. Горького по проекту Центрального конструкторского бюро «Балтсудопроект», входящего в состав КГНЦ.
Прогулочный катер с названием «Экобалт» на 12 человек с электрохимическим генератором. Это будет первое в РФ судно с первым отечественным электрохимическим генератором на водородном топливе. Полностью импортозамещенное. Олег Савченко, генеральный директор КГНЦ
Генеральный директор «Ак Барс» Ренат Мистахов отметил, что «Экобалт» служит опытным образцом и платформой для отработки технологий водородных энергоустановок. Судно предназначено для разработки универсального функционального модуля энергетической установки на топливных элементах, что позволит в будущем создавать более экологичные и эффективные корабли.

Прогулочное судно проекта 00393 имеет следующие основные характеристики:
- Длина габаритная - ок. 15,4 м
- Ширина габаритная - ок. 3,3 м
- Осадка - ок. 0,54 м
- Скорость на тихой воде - до 12 км/ч
- Продолжительность рейса - 5 ч
- Пассажировместимость - 10 чел.
- Экипаж - 2 чел.
Преимущества водородных энергоустановок
Водородные топливные элементы имеют ряд преимуществ перед традиционными дизельными двигателями:
- Сниженный уровень шума и вибрации: это особенно важно для судов, работающих в экологически чувствительных районах.
- Высокий коэффициент полезного действия (КПД): эффективное использование топлива позволяет снизить эксплуатационные расходы.
- Экологичность: отсутствие выбросов вредных веществ в атмосферу способствует сохранению окружающей среды.
«Испытания и последующая эксплуатация судна помогут нам оценить реальные преимущества и возможности водородных технологий в судостроении», — подчеркнул Мистахов.
Перспективы для российского судоходства
Успешные испытания «Экобалта» могут стать отправной точкой для широкого внедрения водородных технологий в российском судоходстве. Это позволит не только снизить экологическую нагрузку на морские экосистемы, но и укрепить позиции России на международном рынке экологически чистых технологий.