Специалисты Нижегородского государственного технического университета (НГТУ) совместно с Объединённым институтом ядерных исследований (ОИЯИ) разработали уникальную машину для прокладки дорог по льду водоёмов и удаления снежно-ледовых заносов. Об этом сообщили в пресс-службе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Под руководством доктора технических наук, профессора Виктора Кулепова, группа учёных НГТУ создала технический проект опытного образца ледопланировочной машины (ЛПМ-203). Это устройство предназначено для срезания торосов, образующихся на озере Байкал в зимний период, и подготовки трассы для прокладки подводных кабельных линий, соединяющих оптические модули Байкальского нейтринного телескопа с береговым центром управления.
Ледопланировочная машина очищает трассу с помощью винтовых полос, на которых установлены резцы, удаляющие измельчённую снежно-ледовую массу. Это особенно важно для Байкальского нейтринного телескопа, уникальной научной установки, предназначенной для регистрации черенковского излучения, возникающего в воде от взаимодействия нейтрино с заряженными частицами.
Телескоп располагается более чем в 3 км от берега Байкала, его верхние детекторы начинаются на глубине около 700 м и продолжаются до 1,3 км на дно озера. Доставка оборудования и техники в труднодоступные места возможна только в зимний период, когда поверхность озера покрыта снегом и льдом, что делает разработку ледопланировочной машины особенно актуальной.