
Специалисты лаборатории тепломассопереноса и центра «Опытное производство» Томского политехнического университета разработали новый метод подготовки жидкого топлива для сжигания в газотурбинных установках, предназначенных для нефтяных месторождений. По информации пресс-службы вуза, инновация ускоряет формирование топливовоздушной смеси в 4–10 раз по сравнению с традиционными методами, что позволяет уменьшить размеры установок и облегчить их транспортировку между месторождениями.
Мы стремимся внедрять новые и перспективные виды топлива в гражданских наземных газотурбинных установках. Для изучения их применения в камере сгорания мы создали огневой стенд и протестировали новый способ распыления топлива на основе эффектов взрывного парообразования. Дмитрий Антонов, доцент Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов ТПУ

По его словам, для подготовки топливовоздушной смеси используется смесь жидкого топлива и воды, которая помещается в нагревательную установку — цилиндрическую камеру с компрессором. Камера нагревается с помощью нагревательных элементов, расположенных вокруг жаровой трубы, что приводит к мелкодисперсному распылению и испарению смеси.
Традиционно в гражданских наземных газотурбинных установках топливо подаётся в камеру сгорания посредством распыления из форсунок или с помощью испарительных систем. Основное преимущество нашей разработки — мелкодисперсное распыление топлива при движении через разогретую до высоких температур камеру сгорания. Это повышает энергоэффективность, обеспечивает полное сгорание топлива и увеличивает площадь поверхности теплообмена. отметил Антонов
В перспективе учёные планируют провести серию экспериментов по сжиганию композиционных топлив с использованием новой установки и изучить влияние различных компонентов на формирование и характеристики топливовоздушной смеси.
Работа выполнялась при поддержке программы «Приоритет-2030».
Читайте также:
Теперь с отечественной турбиной: Ростех достроил ТЭС «Ударная» на Кубани